Владимир Стожаров: «Сердце рвется, писать охота!» " Первое, чем он меня покорил сразу, это его удивительная работоспособность. Иногда в жизни каждого из нас бывают минуты, мгновения, дни, когда мы хандрим: работать не охота, поспать хочется и вроде бы и на улицу неохота выйти, хочется ещё полежать, дома посидеть. Но Стожаров - нет, он как заводной был: утром этюдник собирает, уходит, к обеду приносит этюд, иногда два. Вот тут уже начинает разбирать. Его способность своим трудом, упорным трудом - вот он этюд написал хороший - заражать других необыкновенна. Я в своей жизни знал, может быть, двух-трех людей, которые могли так много, упорно, целенаправленно и, должен сказать, не сбавляя напора, работать, как, скажем, это делал Стожаров. Я сейчас приведу любопытный эпизод, правда, связанный не с Севером, а с Москвой. Как-то сидя на совете в живописном комбинате художник, хороший художник сдавал заказную картину. Картина была заказана одним из колхозов ярославской области - "Уборка льна". Совет предлагает единогласно принять работу и даже отметить работу. Стожаров встает и говорит: "Я не уверен, что эту работу заказчик примет, потому что процессы, которые изображены, не так в жизни происходят - лен так не убирают. Художник ездил туда?" Оказывается, нет. Стожаров говорит: "Я отдаю голос «против». Работа была принята, отправлена, а через две недели получена назад - заказчик вернул работу, потому что такая, казалось бы, далекая от самой живописи вещь, как достоверность изображаемого... Стожаров был прав. И даже в этом есть тоже обстоятельность. В этом есть, я бы сказал даже, художническая честность - в глаза сказать товарищу, что он сделал не так, и он был прав. Хотелось бы отметить такую черту Стожарова, как юмор. Стожаров умел работать, но он умел, конечно, и веселиться. Я вспоминаю такой эпизод в очень крупном ярмарочном селе, тогда с нами был Попов. В селе бытовало мнение, что начальник, это самая крупная в жизни фигура. Кто же был у нас начальником? Тот кто собирал деньги, покупал билеты и пр. Им был Игорь Попов. Получилось, что к концу нашего пребывания нас пригласили в гости. Был праздник, и Стожаров написал картину, это очень понравилось: три всадника, рыцаря, в доспехах, в латах. Типа как Васнецовские «Три богатыря». Это был прекрасный праздник, все было очень ярко пестро и интересно. Народу собралось очень много и во время этого праздника нас охотники пригласили к столу. Попов немного приболел, к нему обратились: что же это Вы не пьете?" Он немного растерялся, а Стожаров говорит: "Он у нас не пьёт, он запойный, как выпьет рюмочку, так готов". А хозяин в ответ: « Ну что же это делается? Как начальник - так пьяница! » / смех в зале /. Это говорит о народной чистоте в этих краях. Никто не мог взять ни краски, ни кисточку. Так там народ воспитан - у них честность - прежде всего. Возможно, эта нравственная чистота и покорила Стожарова, потому что он в искусстве сам был очень и очень честным. Стожаров был личность яркая. Но он был сложный человек. Не всегда было с ним просто и легко. Но он никогда не был мелочным, не был завистливым. Он всегда радовался, если его товарищам было хорошо. Но при этом, он всегда стремился сделать лучше. В нем жил дух соперничества, соревнования. Я помню, был случай, когда сравнивали - кто больше написал. И поспорили - кто больше написал. Я помню, Игорь Попов тогда победил. Стожаров Игорю проиграл тогда. Но что любопытно? Стожаров даже здесь - казалось бы, мелкий факт, но факт, который говорит о его обстоятельности, он не поленился - обмерил. Когда Игорь увидел столбики цифр, тетрадку исписанную, Стожаров говорит: "Что, не веришь? Проверь!". Конечно, Попов не стал проверять. Конечно, смешных эпизодов было много, но больше всего Владимир Федорович страдал, если ему по каким-либо причинам не удавалось написать этюд в очень нужном или понравившемся месте. А такие случаи иногда бывали. Бывали почему? Мы не всегда имели возможность долго быть где - либо и надо было ехать куда-то в село. Однажды в одну из таких поездок он увидел мотив, который ему очень понравился, и он считал, что это его будущая картина. Но из за того, что он не очень настоял, а было холодно, и мы его торопили, он потом нас сживал со свету там все оставшееся время, и сживал уже после, когда были в Москве, он вспоминал этот мотив и пытался по памяти прорисовать. Он жалел, что не написал его тогда, не уговорил нас остаться еще на пару часов." ( Член-корр. АХ СССР Е. И. ЗВЕРЬКОВ) " Володя никогда себя не искал, у него в лексиконе такого слова не было, он просто делал то, что не мог не делать. У него не было сомнений. Ведь поиски что такое? Поиски, когда ты не знаешь, что ты ищешь, что и где. У нас Сергей Васильевич Герасимов говорил: "Вы ищете? А что вы ищете? Ах, вы ищете…". Вот, когда не знаешь, что ищешь, то можно искать без конца. Так вот, Володя не искал себя, он был всегда убежден, что он делает только то, что он любит. Он делал то, что он любил. Он никогда не делал - нет, один-два раза он пытался делать, но не получилось, он не мог иначе." (И.А. ПОПОВ) https://vk.com/album-61546782_239662386